Дуэт на четверых
Итак, 15-16 сентября в театре драмы прошел спектакль «Квартет на двоих». Трагикомедия о кризисе в семейных отношениях поставлена по одноименной пьесе Анатолия Крыма.
Главных героев играл дуэт народных артистов – Наталья Варлей и Вячеслав Шалевич. С ними на нашей сцене выступали актеры театра и кино Дмитрий Исаев и Олеся Яппарова.
Семейная философия
В спектакле было все – метания творческого человека, и вероломство, и боль, и молодость, и зрелость, и даже… квартирный вопрос.
И декорации вполне правдиво обрисовали ухоженную, хотя и небогатую московскую квартиру. И туалеты Натальи Владимировны были изысканны и элегантны.
Но все же – антреприза есть антреприза. Хотя артисты в полный голос своего мастерства прокричали о диких проблемах современной семьи (например, способности зрелого состоявшегося мужчины без раздумий бросить свою подругу жизни ради молодой красотки), но, на мой взгляд, пьеса могла бы быть чуть правдивей. Главный герой – состоявшийся композитор (оправдание-то его романов главным образом – вдохновение), но за весь спектакль ничем это не доказал: не на чем ударить по клавишам, так напел бы пару отрывков из арий. Впрочем, игра Вячеслава Шалевича в остальном была безупречна – оригинальное чувство юмора позволило артисту сыграть эгоиста во всей красе.
И что Сашенька певица – тоже никак не было обозначено: воробушек как воробушек. Хотя малороссийский акцент и какая-то актерская цельность игры были очень симпатичны у Олеси Яппаровой.
Убедительней всех был, пожалуй, Дмитрий Исаев. Хоть его герой и сомнительной профессии, но он – уверенный блестящий денди. Знающий себе цену и не страшащийся пересудов. Даже не побоявшийся влюбиться в женщину, вдвое старше себя. Ему и отданы были зрительские аплодисменты.
Наталья Варлей, конечно, была искренна и лирична, но все же будто не для нее, красавицы и активистки, роль брошенной жены. Хотя понятно, что беда, вынесенная на сцену нашими гостями, не щадит ни спортсменок, ни красавиц.
Лицом к Москве
С нетерпением ожидаемая журналистами Наталья Варлей к нам так и не вышла, видимо, готовясь к спектаклю и с утра посетив Дивеевские святыни.
К журналистам вышли Вячеслав Шалевич и Дмитрий Исаев.
Ранее «Квартет на двоих» носил название «Шашни старого козла». И под ним проходил во многих городах России. Как признался Вячеслав Анатольевич, второе название принадлежит ему самому, поскольку спектакль-антреприза должен завлекать зрителя. Но поскольку слишком уж явно несоответствие «Шашен…» заявленной идее спектакля, то пришлось от провоцирующего именования отказаться…
Будучи руководителем столичного муниципального театра имени Рубена Симонова, Вячеслав Шалевич знает не только, что такое выкладываться на сцене «на все сто», но и нести ответственность за свое дело и актерский коллектив.
Хотя театр переживает, как и все кругом, кризисные времена и, как муниципальное предприятие, с пониманием и сочувствием относится к проблемам родного правительства, снижать планку не собирается. Пока есть собственные накопления у руководства театра, говорит Вячеслав Анатольевич, зритель не увидит картонных декораций и самодеятельных костюмов… Кроме классики – Островского и Ибсена, к которым зрелый руководитель относится с максимальной бережностью, театр имеет в репертуаре спектакли по произведениям Пушкина и Цветаевой. Не чужды ему и современные драматурги.
В.Шалевич: – Это проще – поставить спектакль, взять гонорар и уйти, а вот вырастить труппу, следить за ней и вместе с ней переживать творческие и материальные кризисы – совсем другое. Десять лет назад, придя к руководству театром, я сказал своим актерам, что наша задача не просто повернуться лицом к Москве, но постараться возвыситься над ней.
Лицом-то мы повернулись, а вот возвыситься… В любом случае в нашем театре во главе угла – Его Величество Артист.
– Вы, Вячеслав Анатольевич, всю жизнь прожили в Москве, на Арбате. И знаете старую Москву и сегодняшнюю. И вы полагаете, что есть над чем возвышаться?
– Я имел в виду Москву театральную. Возвыситься над театральной Москвой, эпатажными постановками классики. Сегодняшняя «Гроза» выглядит как «угроза». А пример профессионального возвышения – «Рассказы Шукшина» Евгения Миронова. Простота и живость…
Что касается Москвы. Желать ей чего-то со стороны внешней вряд ли есть необходимость – все и так красиво и замечательно. А вообще из нее стала уходить какая-то душевность… Вот идут по Арбату лавины туристов. Бездушные, безликие. И сами старожилы утрачивают сердечность. Все становится жестким, обособленным…
– Уже не хочется тихонечко спеть: «Ах, Арбат, мой Арбат»?
– Если только прокричать…
Молодежь есть, но ее не видно
Как говорит Вячеслав Анатольевич, подходы к актерскому мастерству несколько изменились – сегодняшний выпускник театрального училища умеет петь, танцевать, выдержать любой кастинг в плане внешности. Но все равно глубины, вот такого «штучного товара», как Евстигнеев, Леонов, Марков, как-то не заметно…
12 лет Вячеслав Шалевич преподавал в Щукинском училище и вывел для себя, что самое трудное – это молчать на сцене. «Раньше были подтексты, эзопов язык. Теперешняя прямолинейность заставляет артиста искать другие способы игры…»
Каковы пути дальнейшего развития актерского искусства – покажет время.
Дмитрий Исаев, тридцатишестилетний, уже известный любителю современного ТВ артист, оказался одаренным музыкантом и человеком оригинальных и независимых суждений:
– Я вырос на разломе, и потому мои позиции, в том числе и гражданские, за жизнь менялись несколько раз. Теперь не могу сказать, что они у меня есть вообще, но знаю точно, что не люблю так называемые «гражданские позиции», превращенные в догму.
И вообще Дмитрий дал понять, что догм не любит, но любит талантливые произведения, будь то спектакли или фестивальные фильмы молодых режиссеров, которые существуют, и узнать о которых при помощи Интернета не составляет большого труда. А его любимые спектакли – «Мастер и Маргарита», «Ромео и Джульетта», «Ленинградский романс» с произведениями Брамса и Шумана.
Нам, саровчанам, осталось только жалеть, что Дмитрий не взял в руки скрипку (тем более что одна из его последних телеработ – скрипач Евгений Абрамов в сериале «Дорогая Маша Березина»). Но будем надеяться, что когда-нибудь его услышим и в таком качестве.
И. Егорова,
фото Ю. Серовой